Next news from Tadjikistan

Дома у брата или особенности местного гостиприимства (версия 2).

День второй начался с посещения местного базара, типа «сель-хоз-товаров». Нас туда привез уже общий друг Наим. Погуляв немного, осмотревшись, мы таки решились на покупку водяного насоса. Я ещё не говорил, но мы собираемся построить душ в кишлаке... Но о самом строительстве напишем потом, когда за него возьмемся. Базар в Душанбе просто наполнен «китаем», от смесителей с алмазными ручками, до штанов за неполные 2 доллара, кстати штаны я себе как раз и купил.
После базара опять домой к брату, обедать... Ох уж это гостеприимство, снова наелись до потери пульса. Хорошо, что стол и подушки лежат на полу, можно проглотить очередной кусочек еды и прилечь на минутку другую. Меню одного обеда состоит из: 2 большие тарелки с орешками, конфетами, обжаренным сладким горохом, каждому по неподьёмной тарелки супа, 3 вида хлеба, яблоки, груши, огромный и абалденно вкусный белый и чёрный виноград, арбуз, дыня типа «торпеда», чай. Однажды вечером, плюс ко всему вышеперечисленному нам подали плов. Мы чуть не лопнули, но Миша похоже что «лопнул».

После обеда. Вечер мы провели в поисках пива
Миша с отцом поехали закупаться лампочками на базар, а я, Саня и Марек пошли на поиски холодного пива. С первого раза на холодное пиво мы не наткнулись и пришлось пить по бутылочке теплого Baltika N.5.  М..м..м.. Но это ещё не всё. После теплого нашлось и холодное, у Марека теперь даже есть точка на GPS, где в Душанбе можно купить холодное пиво. Гуляли мы гуляли, и я таки решился купить местного курева, не подумайте что сигарет, я купил «нос», местные говорят, что это сухой коньяк. Его нужно ложить под язык и немного подержать. Ууууххх... Такой бяки я ещё не пробовал, как только я засунул его в рот, у меня сразу появилась икота, из глаз полелись слёзы, а обещеный кайф получил не я, а Марек с Саней, которые просто падали со смеху глядя на меня. Но всё же лёгкий эФэкт дурмана от НоСа есть.
Далее дорога привела нас в парк, где посидели на скамеечке, посмотрели на местную молодёжь, ещё раз закурили НоСа, на этот раз Саня тоже его попробовал, и направились в кафешку, которая находилась прямо в парке. Подошли к бару, заказали по бутылочке какого-то пива, расплатились, и только официант начал его открывать я заметил что на бутылке написанно лимонад. Хе-хе-хе... Мы конечно же остановили официанта и переменили свой заказ на правильный. Сели за столик около самого фонтана, и обнаружили, что место где мы находимся очень модное: фонтан с подсветкой, лазерные лучи игают на весенней листве деревьев, два LCD экрана с танцующими и поющими девушками, яркие стулья и столы, и даже местные музыканты готовились к вечерниму выступлению. Мы спросили у официантки как называется это место, и она сказала что это кафе «Москва». От Миши тем времинем пришла смс-ка что нам пора ужинать, мы взяли такси и вернулись снова в мусульманский мир.

Первый день полётов.Вечером предыдущего дня Миша с Саней встретились с местным парапланеристом Рустамом, они договорились о полётах недалеко от Душанбе. Проснулись мы около 7 часов, позавтракали и на 2-х такси отправились до места встречи с Рустамом. Немного прождав, мы встретились и нашли «Дикий-Уазик», который и должен был доставить нас на гору. По дороге Рустам захватил тандем и деда Василича, супер старичка, который по рассказам Рустама, надавал пендюлей неграм пилотам. Старик на самом деле высший, его задача была следить за посадкой и за ветром на ней.
Итак, поднимаемся мы на гору на Уазике, который похрюпывает, рычит, но тянет нас и снарягу в гору по полу-разбитой горной дороге. Виды открываются просто потрясающие, горы справа и слева, скалы, внизу в дымке можно рассмотреть два квадратных озера, и нашу посадку. Добрались мы до старта и обнаружили что ветра почти нет, хотя и дует немного не стой стороны что нам нада, так что старт по всей видимости будет не из лёгких. Места на старте немного, хотя площадка выглядела более менее хорошо, Рустам посоветовал нам разложить крылья одно на другое и попарядку стартовать. Миша ещё раз переспросил, нет ли на старте ротора и стартанул передним стартом. Нам нужно было долететь до горы, которая находилась справа от старта с минимальной потерей высоты и, как сказал Рустам, облизывать скалистые склоны, дабы подняться и выпарить над горой. К сожелению только я, Миша и Рустам с учеником Васей в тандеме смогли выпарить до самой вершины. Марек просел и приземлился на каком то поле, Саня боролся до последнего залетев в «ложку», облизывая её края около получаса, но и ему пришлось идти на посадку. Недотянув всего 50 метров, Саня сел между деревьями и проводами прямо на асфальтированую дорогу, при этом места для маневра было где-то 5 на 5 метров. Марек, тем временем, погрузил свою снарягу на осла и спускался с пол горы как царь, в сопровождении толпы детворы, ну а я и Миша парили уже над самой вершиной. Погода была мягкая, термики до 4 м.с., поймали пару крохотных сложений, пофоткались и решили, что пора садиться, так как Рустаму уже пора было на работу, а он как никак руководил нашими полётами в тех местах. Сели мягко, где и договоривались, сложили крылья, загрузились и по традиции местных пилотов, подошли и почтили память местного пилота, который разбился недалеко от места, где мы летали.
Вечером договорились встретиться в парке Победы с Васей и его приятелем.
В парк победы мы приехали около 4 часов, так как Вася сказал, что там может не быть свободных мест, но, к нашему удивлению, там почти никого не было, а официанты спали под деревом, праздник Рамадан как-никак. Парк находится на возвышенности и оттуда, как на ладони, был виден весь Душанбе. Вокруг растут низкие деревья южного типа, красивые, но немного суховатые растения и цветы. В центральном месте большое здание, откуда сделанна канатная дорога (типа фуникулёр), которая ведёт куда-то вниз, в город. Атмосфера была спокойная и тихая, мы разбудили официанта и заказали по бутылочке «Балтики» и сыра. Потом еще по одной и ещё сыра. Сидели мы, сидели, и  к нам присоединился друг Васи, забавный таджикский пацанчик. Немного спустя, нас заметил один хохол, подошел, поздоровался, мы ему пива налили, оказалось, что он тут типа на службе. Не в смысле, что он в баре на службе, а в Таджикистане служит в каких-то воздушных войсках, но самое главное, что он в парке не один, а с ним ещё один беларус и «буденовский русский лётчик». Кстати, я забыл упамянуть самое главное - у Сани  нашего сегодня ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. Присели, значит, эти лётчики с нами, байки травить стали! Ребята те, то ли уже нормальные были, то ли что, но окосели они явно нормально и понесло душу русскую. Анекдоты, байки, про американцев (или про французов) рассказы как у них там на базе самолёты с форсажа взлетают, дошло до того, что я и Марек подарили им свои кепки. Точнее, не знаю как Марек, но у меня кекпу хохолчик сам попросил. Долго мы с ними прощались, так как наше заказанное по телефону такси всё никак не приезжало. Оказалось, что парня остановила по дороге МИЛИСИЯ (в Таджикистане они убрали букву ц из слова «милиция»). Мы сели в такси и поехали в гости к Наиму. Миша попросил меня и Марека собраться, ведь мы ехали в гости в приличную семью. Немного отрезвев в такси, мы приехали к Наиму и первое, что он сказал, было: «Ребята я не пью, но могу вам предложить водки», на что мы конечно отреагировали с юмором, но пить, конечно же, не стали. Стол Наим организовал просто отпадный, даже лосось там был, хотя у них рыба  не такая вкусная. Я так понимаю, что её в Таджикистане мало. Потом был жирненький, но отрезвляющий суп, а когда ещё и котлеты принесли, я думал, что меня разорвёт от такого количества еды. Поели мы, поговорили по душам, Наим много рассказал о своей жизни, немного о бизнесе, немного о войне... После всего мы поймали такси и отправились в аэропорт, где Миша должен был встретиться с Рустамом и получить от него разрешение на полёты в районе Кабадиен (место, где живет отец Миши). Нам выдали настоящий бланк лётного плана самолётов, где было чёрным по белому написанно, что нам разрешены полёты на высоте от 0 до 2000 метров. Получив разрешение, мы отправились домой спать, завтра нам ехать в кишлак.

Макс
_____________________________________________________________________

17 сентября или снова в дороге.
Будильники в этот день зазвонили в 6 часов утра, поскольку, по плану рано утром был запланирован выезд в Кабадиен, в кишлак, где живет Мишин отец. Но, как водится в центральной Азии, понятие «рано по утру» оказалось весьма растяжимым и у нас появилось время на пару-тройку часов здорового сна и на очередную прогулку по столице. Набив свои желудки как следует дарами восточной кухни, мы двинулись к памятнику Самони, который считается отцом таджикского народа. Место видное, с фонтанами и, разумеется, охраняемое доблесной милицией или, иными словами, сборщиками податей .) Только ступив за ограду, команда латышских парапланеристов была остановлена громким голосом одного из «стражей порядка»: «Е-е-ей! Падайдите пажалюста!». Подошли, поздоровались, поболтали на отвлеченные темы, между делом показали документы и регистрацию, правильно ответив на коварный вопрос: «Что, виза просрочена?» возгласом: «Э-э-э как прасрочэна?»  размерянной походкой двинулись дальше.
Далее дорога вела нас в поисках интернета, время от времени проходя мимо фонтанов, где, непривыкшие к такой жаре латыши, поддаваясь инстинкту самосохранения отмокали под холодной водой. Подстригли Макса, сделали из безпризорника нормального молодого человека, но все же борода и штаны типа «пижама» привлекают на улице лишнее внимание. Но это все пустяки, ведь дальнейшим пунктом нашего прибывания должен быть кишлак.
Дорога в Кабадиен, оказалась намного легче, чем казалась изначально, дорога до ворот отцовского дома асфальтирована, в пути сделали 4 остановки: 2 – на молитву, 1 – на дегустацию арбуза и 1 – чтобы дотолкать машину односельчанина в гору, поскольку его «Волга» стала капризничать на подъеме. И вот, спустя 3 часа, мы дома в кишлаке под названием «Большевик», находящимся на территории сельского хозяйства, именуемой «50 лет СССР». До советского строя на этом месте была пустыня,  но советская власть заселила сюда горные народы Памира, с целью освоения новых земель, в результате чего и появился славный, зеленый поселок, который с воздуха выглядит как прямоугольник, разлинеянный четкими полосами улиц. Недалеко, примерно в 500 метрах от дома виден горный массив, длиной в 20 километров и высотой метров 600, вдоль которого можно часами летать на параплане в широченном динамике. (Наше Юркалне, умноженное в 40 раз). Но сейчас не до этого, полеты будут завтра, далее по плану знакомство с семьей и ужин по-таджикски.
Избалованные восточным гостеприимством, мы все же были тронуты, с какой добротой и вниманием к нам отнеслись хозяева. Разложив вещи и осмотрев убранства, остаток вечера провели за столом, где были представлены всей родне и близким знакомым. Отведав домашнего хлеба, было принято решение заснять на видео, как готовится этот чудо-продукт. Вобщем, куда не кинь взгляд, повсюду экзотика и ноль эротики .) Женская половина, живет, как мне показалось в своем мире и занимается только домом и кухней. Впрочем, расклад правильный.

18 число или разведка боем
Занятием на ближайшие дни для нас стало установка душа. С утра Миша двинул в райцентр заказывать бочки для воды, а мы, тем временем, устанавливали насос. После обеда, закончив хозяйские дела, было решено послать Мишу с Максом в гору с тандемным крылом, а мы с Мареком остались на связи залечивать свои болячки. Переодически меня будил Мишин голос по рации, по которому было понятно, что подъем под палящем солнцем в пыли не относится к разряду пеших прогулок. И вот, спустя 90 минут, наш тандем оказался на горе, я приготовил фотоаппарат, Марек – видеокамеру. Выходим на улицу и наблюдаем следующую картину: латыши еле различимы, как 2 точки на горе, а на улице возле дома уже толпится детвора со счастливыми лицами и тычат пальцами в небо, приговаривая слова «Мирали» и «парашют». Мы тут же обагатили словесный запас таджикского населения словом «параплан» и по-тихоньку двинулись к месту посадки. Нет, не может толпа детворы, растущая с каждой секундой двигаться по-тихоньку. По пути нас с Мареком одолевало некоторое волнение, что же будет на посадке, но откинув ненужные мысли стали наблюдать.
Тандем разложен. Старт. Полет. Вопль восхищенной детворы. Но нам, уже спустя 15 минут стало скучно наблюдать за тем, что происходит в воздухе. Динамик был очень ровный, выдувало в тот день примерно на 400 метров над стартом и наша парочка проболталась в воздухе около двух часов. Наступил момент «икс», посадка. Как могли, отвлекли детей от площадки для посадки, хотя мест где сесть у подножия не счесть, пустыня она и в Таджикистане пустыня, и довольные во весь рот Миша с Максом сели, но не успел параплан коснуться земли, как были облеплены детворой. Путь до дома пролегал в тумане, а точнее в облаке пыли, которое организовало несметное количество ног, и ознаменовался тем, что чуть не была снесена ограда родительского дома. В целом выяснили, что летать тут можно и, еще с большим энтузиазмом, стали готовиться к завтрашнему дню.
19 сентября или посадка ночью.
После событий вчерашнего дня, спали как убитые и на старт прибыли только в районе 16 часов, а там к этому времени уже дует как надо и, по всей видимости, уже давно. Переведя дыхание, раскладываемся. Первым со старта уходит Миша, но спустя какое-то время, садится на старт, свободные концы неправильно пристегнул. Далее стартовал я, распутав стропы, затем сам Макс и Марек, который тоже изрядно поимел проблем с распутыванием своего крыла. Снизу слышны крики детворы, но никого не видно. Смеркалось. А погода с каждой минутой становилась все сильнее и сильнее, вот уже стало поднимать на ушах с акселем и все по-тихоньку потянулись на посадку. А я наблюдаю следующую картину: солнце касается линии горизонта, Макс с Мишей и Мареком от меня отдаляются, а мне остается только смотреть, как изчезает солнце и как уходит эта троица, а причиной тому то, что меня выдуло на метров 100 выше, и тут уже ничего кроме б-свала (оставим задний свал для другой ситуации) меня не спасет, попытка сделать спираль высоты не убила, а только приблизила к рельефу на несколько десятков метров. В итоге пропадав метров 150 вцепившись в б-ряды, заимел горизонтальную скорость и с облегчением (нет, нет, подвеска и штаны были сухими) пошел искать место посадки. К тому времени на земле различалисть только песок и зелень и я, приблизительно помня где есть ровная площадка полетел к ней. Спустя несколько минут, благополучно приземлился, и только успел собрать параплан в розочку, как был окружен около 20 пацанами. Казалось, что их восторгу не было предела. Водрузив мешок на одного из племянников Мирали, пошли на шум толпы, где в центре были различимы силуеты доблестной троицы (еще бы, ведь каждый из них примерно в 2 раза выше среднестатистического таджикского пацаненка). Добравшись в шумной толпе до дома, в очередной раз снеся часть ограды, нас уже ждал чай и остальные n-надцать блюд, что к нему полагается. День выдался просто незабываемым.

20 число. Рыбка плавает по дну, не поймаешь ни одну
А все потому, что эта рыбка плавает в Чашме, заповеднике, куда мы с Джамшетом (мишиным братом) поехали на следующий день. С виду рыба очень похожа на маленьких сомов, но как нам сказали, это один из видов форели. Плавает она в водоеме, образованном из подземных вод, в кристально чистой воде и её там столько много, что кажется шпроты в банке упакованы свободней. Ладно, приврал .) Но все-равно, такого количества я еще не видел. Мало того, так она еще и ест с рук, а самые крупные достигают около 10 кг. Вместе с рыбой там плавают и змеи-санитары. Говорят, что не ядовитые. Мы поверили на слово.
Встретив хозяина заповедника, тот поведал нам, что на их территории растет дерево, которому около 1400 лет. Это была плакучая ива, хоть и наполовину высохшая, но все равно нереальных размеров. Попив родниковой водички, и захватив чуток с собой, поехали на базар. Не подумайте, что продовать это добро. Кстати меснтые говорят, что если съесть рыбы, пойманной в Чашме, то можно легко откинуть коньки (она священная), но по-моему запугивают, т.к. другой осведомленный человек сказал, что там, где вытекают речушки из водоема, рыбу ловят и ничего... Проверять все-же не стали .)
На базаре, Марек с Максом нашли заветную «Балтику», затарились. Плюс ко всему взяли дыню типа «торпеда» и в предвкушении ужина поехали домой к отцу. Далее все по отработанной схеме: ложками по тарелкам, языком по воздуху и спать.

Саня.


Foto Tadjikistan 27
Made by kalichava